Дистанционные уроки 7 класс Родной (русский) язык

Родной (русский) язык.

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление. Связь истории развития языка с историей общества
Посмотрите презентацию по ссылке Развитие языка. Выполните конспект.

Урок 2. Устаревшие слова как живые свидетели истории.  
 (1 вариант задания)             Рассмотрите и запишите схему.

Запишите 10 историзмов, их лексические значения по словарю, нарисуйте картинку на темы:
а) мальчики: кони, сбруя, повозки, транспорт, инструменты,
б) девочки: предметы быта в доме, одежда, мебель.

(2 вариант задания)
В учебнике под ред. А.Д. Шмелёва. Русский язык 7 класс. прочитайте параграф 6 главы 2 (стр.110). Запишите термины из рамок в тетрадь, приведите примеры. Выполните письменно упр. 32 (1,2), 33 (1,2), 36 (1,2).


Урок 3. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох.
Прочитайте статью ниже. Выпишите по 3-4 историзма из разных эпох, запишите их значения. Запишите ответ на вопрос: Для чего существуют историзмы? 
Найдите в словаре лексические значения следующих историзмов, запишите их:
имение, челобитчик, оброк, светец, полати, светёлка, артель, барин, будочник.

    Русский язык – это в некотором роде живой организм. Он растет, взрослеет, видоизменяется, впитывает в себя что-то новое. В нашей повседневной речи постоянно появляются новые слова. Как правило, они заимствуются из других языков. Например, одни из самых последних нововведений – «праймериз», «криптовалюта», «блокчейн», «роуминг». 

   А некоторые слова, наоборот, навсегда уходят из лексикона. И встретить их можно только на страницах книг или в фольклоре (песнях, поговорках, анекдотах и так далее).

          Чтобы лучше понять это определение, давайте в качестве примера вспомним известный советский фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Когда царь Иван Грозный попал в XX век, он разговаривал на таком непонятном языке, что окружающие его не всегда понимали. Ну, например:

Чей холоп спрашиваю?        Ты пошто боярыню обидел, смерд?

      Здесь наибольшее непонимание могут вызвать слова «ХОЛОП» и «СМЕРД». Так в XVI веке называли соответственно «крепостных, которые полностью зависят от хозяев» и «крестьян-землепашцев, которых впоследствии также закрепостили».

       Во времена того же Ивана Грозного эти слова ни у кого не вызывали вопросов и были привычной частью русского языка. Но с отменой крепостного права они потеряли свою актуальность и постепенно ушли из лексикона. В современном понимании это и есть историзмы.

Все историзмы соответствуют какому-нибудь историческому периоду.

     Например, раньше в России была такая монета как «алтын», равнявшаяся трем копейкам. Сейчас это слово уже не употребляется, так как и денег таких нет. Или возьмем для примера различные чины – граф, князь, боярин. Таких званий в современной России уже не существует, а потому и слова можно также считать историзмами.

      Например, раньше в России была такая монета как «алтын», равнявшаяся трем копейкам. Сейчас это слово уже не употребляется, так как и денег таких нет. Или возьмем для примера различные чины – граф, князь, боярин. Таких званий в современной России уже не существует, а потому и слова можно также считать историзмами.

     Но не надо думать, что к историзмам относятся только термины, которым уже несколько веков. Есть и более современные примеры. Например, многие слова, которые были в ходу в Советском Союзе, сейчас уже стали частью истории. Например:

НЭПМАН – предприниматель во времена НЭПа;
НАРКОМЫ – народные комиссариаты, государственные органы, отвечавшие за различные сферы;
КУЛАК – зажиточные крестьяне;
ПОЛИТБЮРО – руководящий орган Коммунистической партии Советского союза;
КОМСОМОЛ – молодежная организация (расшифровывается как коммунистический союз молодежи);
КОЛХОЗЫ – объединение крестьян с целью вести единое хозяйство;

А можно привести и еще более современный пример историзмов. Всего 10-20 лет назад существовали предметы, которые сейчас также стали частью истории.

И если взрослые понимают, что означают слова «ДИСКЕТА», «ПЕЙДЖЕР», «АУДИОКАССЕТА», «ТАКСОФОН», то у молодежи они вызовут откровенное удивление.

Историзмы могут обозначать: 

Социальную роль: ХОЛОП, СМЕРД, БАРИН, БОЯРЕ, ЦАРЬ, КНЯЗЬ

Названия учреждений: ПРИКАЗ – орган управления в Русском царстве; ПОВЕТ – орган местного управления в губернии или уезде

Название должностей:

ГОРОДНИЧИЙ – начальник уездного города
БУРЛАК – наемный рабочий, который тянул судно против течения
КУРСИСТКА – слушательница высших женских курсов
РАБФАКОВЕЦ – учащийся рабочих факультетов в СССР

Название воинских чинов:

МУШКЕТЕР – французский солдат
КАНОНИР – младший чин рядового в артиллерии
ПОРУЧИК/ПОДПОРУЧИК – воинские звания младшего офицерского состава в Царской России
АДЪЮТАНТ

Название вооружения и экипировки воинов:

ЗАБРАЛО – подвижная часть рыцарского шлема, которая защищала глаза
КАТАПУЛЬТА – осадное орудие
ПАЛИЦА – дубина с металлическими шипами
БУЛАВА – еще одна дубина с большим набалдашником на конце
МОРТИРА – пушка с очень коротким стволом
КОЛЬЧУГА – доспехи из сплетенных металлических колец

Денежные единицы:

АЛТЫН – монета, равная трем копейкам
ГРИВЕННИК – монета в 10 копеек
ПОЛУШКА – полкопейки

Старинные меры измерения:

ВЕРСТА — 1066,8 метра
САЖЕНЬ — 2,16 метра
АРШИН – треть сажени
ВЕРШОК — 4,445 сантиметра
ЗОЛОТНИК — 4,266 грамма
ПУД — 16,3804964 килограмма

Предметы быта:

ЛУЧИНА – тонка щепка для растопки печи и освещения помещения
КОКОШНИК – головной убор
КАФТАН – верхняя мужская одежда
АРМЯК – длинная верхняя одежда из грубой ткани
СЕРМЯГА – верхняя одежда, похожая на длинную рубашку

Интересно, что некоторые историзмы через какое-то время могут вернуться в активную лексику. И тогда они перестают считаться устаревшими.

Урок 4. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Прочитайте статью. Выпишите из неё 7 незнакомых вам архаизмов, запишите их синонимы в современном русском языке. Запишите современные синонимы для таких архаизмов: зерцало, зеница, сей, дщерь, уповать, дабы, вечор.

     Архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из повседневного лексикона, но были заменены современными синонимами.

В качестве примера можно вспомнить несколько фраз из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»:  Эх, лепота-то какая!     Молви ещё раз, ты не демон?     Как челобитную царю подаешь?

Здесь есть устаревшие слова, которые мы уже почти не употребляем. Это «лепота», «молви» и «челобитная». Но в современном русском языке им легко можно найти замену – «красота», «скажи» и «докладная, прошение».

 Принципиальная разница между понятиями в том, что  у архаизмов есть современные синонимы, а у историзмов нет.

Архаизмы - это названия современных предметов и понятий, которые просто утратили свою актуальность.

Примеры архаизмов:

  • живот - жизнь;
  • вежды — веки;
  • ланиты — щёки;
  • рамена — плечи;
  • выя — шея;
  • уста — губы;
  • глаголить — говорить;
  • брадобрей, цирюльник — парикмахер;
  • ветрило — парус;
  • оператор — хирург;
  • перст — палец;
  • толмач — переводчик;
  • личба — цифра;
  • лобзание — поцелуй;
  • перси — грудь;
  • истукан - статуя;
  • негодник - негодный к воинской службе
  • тать - вор.

Также выделяют лексико-семантические архаизмы — слова, которые изменили свое значение в современном русском языке, например:

  • архаизм позор — зрелище и современное слово позор — стыд, бесчестье;
  • архаизм урод — красота, урожай и урод — человек с искажающим внешность физическим недостатком;
  • архаизм плеск — аплодисменты и современное плеск воды, волны.
Урок 5. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.
     Прочитайте статью и письменно ответьте на вопросы:
1. Как и почему продолжают жить в речи устаревшие слова? Приведите примеры.
2. Какие функции выполняют устаревшие слова в современной литературе?
     Рассмотрите картину "Витязь на распутье". Опишите её (5-7 предложений), употребив устаревшие слова. Подчеркните их в своём тексте.

       Как продолжают жить в языке и употребляться устаревшие слова?

   1. Устаревшие в прямом значении слова, продолжают жить в языке на правах общеязыковых метафор. Так, барином мы называем человека, который не любит трудиться сам, лакеем – подхалима, холопом – прислужника, приспешника. Существительное приживальщик (приживалка), которое в прямом значении является историзмом ('обедневший дворянин, купец, интеллигент, живущий из милости в богатом доме, развлекая хозяев'), в современной речи употребляется как неодобрительная характеристика человека, живущего за чужой счет, угодничающего перед покровителями. Существительное кабак (в царской России – питейное заведение низшего разряда) широко используется в молодежном жаргоне для обозначения ресторана, кафе, где можно выпить ("Пойдем в кабак!").

     В подобных метафорических значениях слова не воспринимаются говорящими как устаревшие; нет пометы устар. к указанным значениям этих слов и в словарях. Однако интуитивно ощущаемая нами противопоставленность этой группы слов словам современным делает метафоры такого рода очень яркими характеристиками лиц, предметов, выражающими всевозможные эмоционально-оценочные нюансы.

     2. Нередко устаревшие слова под воздействием самых разных внелингвистических (чаще всего – социальных) факторов могут обретать "вторую жизнь", возвращаясь вновь в активное словоупотребление. Чаще всего этот процесс переживают историзмы. Так, слово бард, долгое время бывшее в прямом значении устаревшим (бард – поэт – певец у древних кельтов), а в переносном значении использовавшееся только в поэзии как традиционно-поэтический высокий синоним к слову поэт, в 60-е годы XX века вновь стало широко употребляться для обозначения певцов, исполняющих собственные песни под гитару, таких как Ю. Визбор, Ю. Ким, В. Высоцкий, А. Талич и др.

    Существительное прапорщик (самый младший офицерский чин в дореволюционной армии, а также лицо в этом чине), пробыв почти шестьдесят лет историзмом, в 70-е годы возвратилось в речевой обиход после возобновления этого воинского звания уже в современной армии.

     Причуды моды вернули несколько лет назад в наш лексикон существительное лосины – бывший историзм, прежде обозначавший плотно облегающие штаны – часть военной формы некоторых полков в царской России, а сейчас – предмет наряда современных модниц.

    Общественно-политические и социально-экономические преобразования последних лет привели к возвращению в нашу речь таких слов, как акция (ценная бумага), биржадело (в значении 'промышленное и коммерческое предприятие'), капитализм, предприниматель и т.д. Возвращены старые названия русским городам: Санкт-Петербург, Тверь, Вятка, Нижний Новгород, Екатеринбург. Обрели свои прежние наименования и улицы и площади наших городов. Так, в Москве опять есть улицы Пречистенка, Остоженка, Тверская, Никитская, Новинский бульвар, Сухаревская площадь и т.п. Делается попытка возродить в современной речи бывшее прежде устаревшим обращение "Дамы и господа!", которым говорящие стремятся восполнить отсутствующие необходимые обозначения.

Использование устаревшей лексики в современных текстах

3. Устаревшая лексика достаточно часто употребляется в различных жанрах современной литературы и выполняет в ней несколько функций.

    а) Прежде всего архаизмы и историзмы являются одним из средств стилизации речи той эпохи, о которой рассказывает автор, помогают читателю ощутить нюансы языка, на котором говорили и писали герои произведения. Вот, например, отрывок из романа Ю. Тынянова "Кюхля"– фрагмент письма директора Царскосельского лицея Егора Антоновича Энгельгардта: "Кюхельбекер живет как сыр в масле; он преподает русскую словесность в меньших классах вновь учрежденного благородного пансиона при Педагогическом институте и читает благородным детям свои гекзаметры; притом исправляет он должность гувернера..."  

      Несколько использованных устаревших слов: историзмы благородный пансион, гувернер, собственно лексический архаизм меньшие и семантический архаизм исправляет – в сочетании с отличающимся от современного порядком слов доносят до читателя аромат языка начала XIX века.

      б) Устаревшая лексика широко используется и в качестве средства, придающего речи торжественное, патетическое звучание. Особенно часто прибегают к ней поэты. Торжественно, величаво звучат многие стихотворения О. Мандельштама, А. Ахматовой, Б. Ахмадулиной:

"Пусть имена цветущих городов Ласкают слух значительностью бренной. Не город Рим живет среди веков, А место человека во вселенной" (Манд.); "

За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей" (Манд.);

"Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет" (А.Ахм.);

"Какой безумец празднество затеял и щедро Днем поэзии нарек? По той дороге, где мой след затерян, стекается на празднество народ" (Б.Ахм.)*.

    в) Еще одна функция, которую часто выполняют устаревшие слова в современных текстах, – выражение авторского отношения к предмету изображения, чаще всего иронии.

      В современной юмористической и сатирической поэзии устаревшие слова часто используются как средство создания иронической окраски речи: Червяк, насаженный умело на крючок, восторженно изрек: - Как благосклонно провидение ко мне, я независим, наконец, вполне (Н. Мизин).


Урок 6. Лексические заимствования последних десятилетий.

     Посмотрите презентацию о заимствованных словах "Родные иноземцы". 
1. Выполните в тетрадь задание слайда 7. 
2. С 9 и 10 слайдов выпишите по 5 слов, заимствованных из немецкого и английского языков совсем недавно.
3. Слайд 12 - спишите заимствованные слова и подберите к ним русские соответствия. Пользуйтесь словарями.
4. Слайд 14 - попробуйте отредактировать текст, заменив в нём иноязычные солова русскими, где это возможно. Запишите текст.

Урок 7. Основные орфоэпические нормы современного русского языка.
            Посмотрите презентацию "Орфоэпические нормы СРЛЯ"
          Выполните задания слайда 11, спишите слова слайда 13, расставляя буквы Ё там, где необходимо. Из учебника "Русский язык. 7 класс", приложение "Произноси правильно!"(стр. 214) выпишите 20 самых трудных в плане произношения для вас слов, расставьте в них ударение, выучите, приготовьтесь к проверочной работе.


Урок 8.   Основные грамматические нормы современного русского языка.      ссылка Грамматические нормы современного русского языка

Урок 9. Варианты грамматической нормы
Прочитайте, что называют вариантом грамматической нормы. Запишите определение. Повторите по таблице, составленной в классе, какие формы являются нормой, какие её вариантом, а какие - ошибками. Выполните упр. 92,93,94.


Урок 10. "Литературный и разговорный варианты грамматической нормы"






Выполните упражнения 161 и 165 по ссылке 



Урок 11.  "Речевой этикет. Традиции русского речевого этикета"
Пройдите по ссылке (работаем по учебнику Шмелёва 7 кл.стр.70-81). прочитайте текст параграфа, выпишите определение беседы и её разновидности, определение спора и его разновидности. Из упр. 103 выпишите правила спора. Восстановите и запишите текст упр. 105



Урок 12. "Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность" Прочитайте статью по ссылке, выполните задания в ней по порядку.

Урок 13. "Функциональные разновидности языка. Разговорная речь". Выполните задания урока , пройдя по ссылке. 







Комментариев нет:

Отправить комментарий