Дистанционные уроки 7 класс Русский язык


Русский язык

Урок Выборочное изложение "Художественное описание внешности"

Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека

Цель: научить определять стилевые и композиционные особенности текста; находить элементы описания внешности человека; усовершенствовать умения пересказывать текст в сжатой форме.

Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу,
точно так же, как безобразие души кладёт какой-то отпечаток,
который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Лессинг

Вспомните изученное:

Основные типы речи — повествование, описание, рассуждение. В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем и наконец). В описании изображаются предметы, люди, животные, природа и т. п. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.

Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло? К описанию — какой? К рассуждению — почему?

Портрет в литературном произведении — это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя произведения.

Прочитайте текст:

ПРАКТИКАНТ

В поздний час мы попросили у начальника дать человека, который мог нас проводить на один из объектов, где утром ожидались важные производственные события.

Начальник потёр большой рабочей рукой высокий лоб и сказал задумчиво:

— А знаете, придётся, пожалуй, ехать без провожатого. Весь мой народ должен быть тут, на совещании. Впрочем, — и в его спокойных больших, стального цвета глазах вдруг мелькнула лукавинка,— впрочем, есть один человек. Очень серьёзный товарищ.

Начальник позвонил и сказал пожилой секретарше, бесшумно возникшей в дверях: «Пригласите ко мне практиканта. Если ушёл, пошлите за ним машину».

Дверь открылась, и из-за портьеры появилась щупленькая фигура в ватнике. Слишком большой по размеру ватник сидел на нём, как водолазная рубаха, а рукава его даже были закатаны. На вид вошедшему можно было дать лет четырнадцать, но лицо его, совсем ещё детское, было серьёзно, и это взрослое выражение как-то особенно не вязалось с носом-пуговкой, густо поперченным крупными золотистыми веснушками, с пушком на щеках.

— Вот, познакомьтесь,— Константин Ермоленко, наш практикант.

Проводник оказался бесценным спутником. Он всю дорогу рассказывал о строительстве, точнее, не рассказывал, а отвечал на вопросы, и ни один из них не застал его врасплох.

Строительство он знал отлично, знал о нём именно то, что могло показаться интересным новичкам. Память у него была поразительная. Впрочем, относясь к своему делу очень ответственно, он не вполне доверял памяти и иногда лез в карман, извлекал замурзанную и истёртую записную книжку и уточнял по ней названия или цифры.

Но особенно в нём подкупало то, что он как бы сросся со стройкой — думал о ней, как о чём-то своём, личном.

Простившись, мы искренне поблагодарили его за содержательную беседу, за помощь и с нетерпением отправились в кабинет начальника.

— Ну как? — спросил тот, поднимая от бумаги глаза.

— Замечательно!

— А как наш практикант: пояснил, показал?

— Объясните, где вы откопали такого чудесного парнишку?

В усталых глазах строителя опять засверкали ласковые лукавинки.

— А, хорош, правда? Ему сейчас пятнадцатый год. А он — живая энциклопедия стройки. Всё знает, всем интересуется, во всё встревает. Взял его курьером. А он, видите, как-то сам собой в порученцы выдвинулся. Светлая голова! А память какая!

(335 сл.) (По Б. Полевому)

Текст представляет собой повествование с элементами описания внешности человека, содержит характеристику персонажа. Выберите материал о Косте Ермоленко, исключите сведения о начальнике строительства. Начало и конец текста передайте сжато от 3-го лица.

Возможный вариант начала изложения:

«Приехавшие на стройку обратились к начальнику с просьбой дать провожатого».

 Вопросы и задания

1) Определите основную мысль. Как она сформулирована в тексте?

2) Выделите части, в которых говорится о Косте.

3) Как описывается внешний вид вошедшего (одежда, лицо)? Какие детали портрета выделены? Почему?

4) С помощью каких языковых средств описывается портрет Кости?

5) Каким проявил себя практикант во время показа строительного объекта?

6) Какие детали говорят о том, что Костя ответственно относился к порученному делу?

7) Каково мнение начальника строительства о практиканте? Объясните значение выражения «живая энциклопедия стройки».

8) Как автор относится к Косте?

9) На основе данного плана составьте свой текст.

 а) внешний вид Кости Ермоленко;

 б) необыкновенный практикант;

 в) чем вас привлекает Костя? 

10) Озаглавьте текст, перескажите его (выборочно) по плану (письменно). Работу высылают все.

Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (2 урок)
Посмотрите видео к уроку, повторите правописание НЕ с причастиями и другими частями речи. Выполните упр. 158


Тема "Частицы"



  Посмотрите презентацию Частица как часть речи 

1. Формообразующие частицы

2. Смыслоразличительные частицы
а) Урок 1  Параграф 68 прочитать, выполнить упражнения 409,411,413 в учебнике.
Не забывайте о разборах (планы разборов смотрите в приложении в конце учебника или в соответствующих параграфах)
Запоминайте смысловые оттенки, которые выражают частицы.

б) Урок 2  Параграф 68 перечитать, выполнить упражнения 413,415, 416 в учебнике.
Не забывайте о разборах (планы разборов смотрите в приложении в конце учебника или в соответствующих параграфах)
Запоминайте смысловые оттенки, которые выражают частицы.

3. Урок "Раздельное и дефисное написание частиц"
Посмотрите видео по ссылке и сделайте конспект в грамматическую тетрадь.
Выполните упр. 420, 422, 424 в учебнике. Параграф 69, правила выучить.

4. Урок "Морфологический разбор частиц"
Посмотрите в параграфе 70 план морфологического разбора частицы.
А мы будем писать так:
Даже ты не веришь мне! Ты же дома, убрал бы в комнате.
I. Даже - частица, так как вносит доп.оттенок усиления.
II. Смысловая
I. Бы - частица, так как образует условное наклонение глагола
II. Формообразующая.
Если забыли разряды частиц или какую они могут образовать форму, пересмотрите презентацию выше. Спишите упр.427, все частицы заключите в треугольник. Разберите письменно  частицы не, самым, как, вот.

5. Урок "Отрицательные частицы Не и Ни"
Посмотрите урок 63 по русскому языку в Российской электронной школе (видео и тренировочные упражнения). ссылка  Прочитайте теорию в параграфе 71 учебника, выполните упр. 429.

6. Урок "Отрицательные частицы НЕ и НИ"
Параграф 71, стр. 175 правило выучить, выполнить упр. 432, 434, 435.

7. Урок "Различение частицы НЕ и приставки НЕ-"
Посмотрите видеоурок по ссылке. Повторите правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Прочитайте параграф 72, выполните упр. 438графически объясняя условия выбора написания.

8. Урок "Различение частицы НЕ и приставки НЕ-"
Повторите правописание НЕ с разными частями речи (на форзацах учебника орфограммы 21, 32, 36, 43, 45, 46; в учебнике стр. 68, 82, 101) и выполните упр. 439, 441

9. Урок "Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ...НИ"
Посмотрите видеоурок ссылка и сделайте конспект в грамматическую тетрадь. Выполните упр. 447 из параграфа 73. Решите задания из интерактивной тетради ССЫЛКА. (сначала надо зарегистрироваться под своей фамилией, оценку выставит система, я перенесу её в ЭШ)

10. Урок "Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ...НИ"
Выполните упр. 449 из учебника, выполните задания из интерактивной тетради ССЫЛКА. Для 7 А ссылка. Оценки перенесу всем в ЭШ

11. Урок "Обобщение и систематизация по теме "Частица"" В учебнике на стр. 180-181 ответить на контрольные вопросы (устно). Выполнить упр. 456. Выполнить задание в интерактивной тетради ССЫЛКА. Оценки выставлю всем.

12. Урок "Контрольная работа по теме "Частицы". Выполните задания из интерактивной тетради. Старайтесь сразу отвечать правильно, не меняя ответ, иначе система считает неверный ответ сразу. ССЫЛКА

13. Урок "Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова". Посмотрите урок 66 в РЭШ по ссылке. Сделайте конспект в грамматическую тетрадь, выполните тренировочные задания. Запишите определение звукоподражательных слов. ссылка Выполните упр. 459,460 из параграфа 74 в учебнике.

14. Урок "Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях". Посмотрите видеоурок по ссылке. Выполните упр. 462, 463 (без разборов) из параграфа 75.

15. Урок "Повторение. Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь"
Посмотрите видео по ссылкеЗаполните таблицу упр. 466. Посмотрите видео о стилях речи по ссылке. Заполните таблицу упр. 469.




16. Урок "Контрольное сочинение по картине" Посмотрите презентацию по ссылкеРассмотрите внимательно картину и напишите сочинение, используя памятку.

17. Урок "Повторение. Фонетика. Графика" Выполните задания из интерактивной тетради. Обратите внимание - время на выполнение ограничено!

1 комментарий: