Родная (русская) литература
Урок 1. Писатель и его роль в культуре и жизни общества.Поразмышляйте и запишите свои мысли о том, зачем обществу нужны писатели. Насколько они полезны или вредны, могут ли они развивать культуру и влиять на людей? Как? Насколько тяжёл труд писателя? Каждый ли человек может писать книги?
Найдите в Интернете или сборнике афоризмов и мудрых мыслей 5 высказываний любых людей о писателях и их роли в жизни общества, выпишите их в виде цитат. Не забудьте указать автора.
Урок 2. Человек и литература: книга как необходимый элемент в формировании личности.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение о роли книги в формировании личности. (Примерно 1 страница). Приведите в пример книгу или произведение, которые изменили ваш взгляд на мир, ваше отношение к людям, к учёбе, к природе, к творчеству, к себе, помогли вам развить новое качество характера. Сделайте вывод о том, насколько необходимы книги в жизни людей.
Урок 3. Драматическое произведение - произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Зритель и читатель.
Посмотрите презентацию Драматические произведения. Выпишите особенности драматического произведения, основные термины: реплика, авторская ремарка и её роль в пьесе, декорация, реквизит, мизансцена. Какие композиционные части выделяют в пьесе? На чём основано действие в ней? Что помогает автору раскрыть характер героев? Почему пьесу лучше смотреть на сцене театра?
Урок 4. Особенности литературного языка в драматическом произведении.
Рассмотрите особенности языка в драматическом произведении, запишите основные. Выполните задания ниже.
в учебнике "Литература, 7 класс, часть 1" найдите пьесу Д.И.Фонвизина "Недоросль" и выпишите из неё:
а) ремарку, описывающую место действия,
б) ремарку, описывающую состояние или позу героя,
в) ремарку, указывающую на интонацию,
г) реплику Софьи из действия 4, явления 5;
д) определите тему последнего монолога Стародума из 1 явления действия 5.
Урок 5. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, авторские ремарки.
Сочините небольшую сценку, сюжет возьмите из собственных наблюдений. Запишите её по всем правилам драматического произведения (в форме диалога, с авторскими ремарками).
Урок 6. Стилистические возможности лексики в художественном произведении.
Прочитайте статью. Выпишите главное. Выпишите из толкового словаря 10 экспрессивно окрашенных слов с разными стилистическими оттенками (смотрите таблицу ниже).
Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.
В художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка -- просторечные, жаргонные, диалектные и т. д.
Слово в художественном произведении как бы двоится: оно имеет то же значение, что и в общем литературном языке, а также добавочное, приращенное, связанное с художественным миром, содержанием данного произведения. Поэтому в художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.
Лексика художественного стиля принципиально неограниченна. Здесь могут использоваться средства всех других стилей -- и термины, и официальные выражения, и разговорные слова и обороты, и публицистика.
В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений.
Лингвисты выделяют в художественной литературе три стилистических среза лексики: нейтральную, сниженную и возвышенную лексику. Употребление слов возвышенных, торжественных придает произведению патетическое звучание, сниженных по эмоциональной окраске - приземленно-бытовое звучание. Так, в пушкинском «Пророке» вместо нейтрального «глаза», «губы», «смотри», «слушай» употреблены соответствующие возвышенные синонимы «зеницы», «уста», «виждь», «внемли»; а в рассказе Чехова «Ванька» вместо нейтрального «лицо» употреблены сниженные синонимы «морда», «харя». Впрочем, при помощи употребления возвышенной лексики может достигаться и заранее рассчитанный комический эффект, когда возвышенные слова употреблены иронически либо когда они не соответствуют ситуации и контексту.
Для литературоведческого анализа существенно выявление в произведении таких лексических пластов, как архаизмы, историзмы и неологизмы. Большинство архаизмов относится к возвышенной лексике и выполняет, следовательно, все ее функции, но кроме того используется для воссоздания исторического колорита эпохи (например, в романе А. Толстого «Петр I»). Историзмы же в художественной литературе используются исключительно в этой последней функции.
Неологизмы — слова, употребленные впервые или недавно вошедшие в национальный язык. Общеязыковые неологизмы не несут в себе никакой эстетической выразительности. Авторский же неологизм возникает именно из-за потребности найти более выразительное и меткое название для вещи или явления — неважно, старого или нового. Авторские неологизмы могут привиться в языке и стать общеязыковыми, а затем и войти в общенациональный язык уже в качестве нормативной лексики. Так случилось со словом «летчик», исключительно удачно придуманным В. Хлебниковым взамен иностранных синонимов «авиатор», «пилот».
Из прочих языковых средств, используемых в художественной литературе, следует еще отметить необщеупотребительные слова — диалектизмы, профессиональную лексику, жаргонизмы и т. п. Эти слова употребляются в основном в речи героев, дополняя их речевую характеристику. Диалектные слова иногда применяются и в повествовательной речи для создания «местного колорита».
Урок 7. Стилистические возможности лексики и грамматики в разговорном языке и в художественном произведении.
Урок 8. И.И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков человека в баснях "Два веера", "Отец с сыном", "Муха", "Нищий и собака", "Три льва". Аллегория как основное средство изображения в баснях.
Посмотрите ролик об И.И. Дмитриеве. Составьте 5 вопросов о творчестве поэта для проверочной работы (с ответами). Выучите одну из предложенных басен (рассказывать на уроке литературы).
2 четверть
Урок 9. "Ф. Н. Глинка. Основные темы и мотивы лирики"
Посмотрите презентацию о поэте ССЫЛКА . Выпишите интересные факты биографии и основные темы стихотворений. Прочитайте стихотворения Ф. Н. Глинки "Москва" и "К Пушкину", запишите их основные мысли и ключевые слова, их доказывающие.
Урок 10. "К.М. Станюкович. Рассказ "Рождественская ночь". Проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя"
Посмотрите видео по ссылке. Выпишите главные факты о писателе. Прочитайте рассказ "Рождественская ночь", сделайте схему героев и запишите основную мысль рассказа. Какую роль играет вера в жизни героев рассказа? Кто в рассказе и каким образом проявляет милосердие?
Урок 11. "В.М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе "Сигнал".
Посмотрите презентацию о биографии и творчестве В.М. Гаршина.
Прочитайте рассказ "Сигнал" Всеволода Михайловича Гаршина. Ответьте на вопросы письменно.
Прочитайте рассказ "Сигнал" Всеволода Михайловича Гаршина. Ответьте на вопросы письменно.
1. Как помог Семёну Иванову офицер, которому он служил денщиком? Почему не отказал, а сам предложил помощь?
2. Каким взглядом на жизнь, на мир, какими чертами характера отличались смотрители-будочники Семён и Василий?
3. Почему поступок Семёна можно назвать подвигом?
4. Почему, на ваш взгляд, Василий подхватил флаг и признался в своём проступке?
Урок 12. "А.Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Рассказ "Специалист". Посмотрите презентацию по ссылке. Прочитайте рассказ "Специалист" ссылка Ответьте на вопросы после рассказа.
Урок 12. "А.Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Рассказ "Специалист". Посмотрите презентацию по ссылке. Прочитайте рассказ "Специалист" ссылка Ответьте на вопросы после рассказа.
Урок 13. "Жизнь и творчество В.М. Шукшина. Особенности характера главного героя в рассказе "Чудик"" Прочитайте статью о писателе, сделайте краткий конспект. Прочитайте рассказ, письменно ответьте на вопросы 2,3,4,7. Прочитайте фрагмент "Слово о малой родине", выполните задание к нему. (стр. 230-249 в красном учебнике).
Комментариев нет:
Отправить комментарий