Дистанционные уроки 7 класс Родная (русская) литература

Родная (русская) литература

Урок 1.  Писатель и его роль в культуре и жизни общества. 
               Поразмышляйте и запишите свои мысли о том, зачем обществу нужны писатели. Насколько они полезны или вредны, могут ли они развивать культуру и влиять на людей? Как? Насколько тяжёл труд писателя? Каждый ли человек может писать книги?
               Найдите в Интернете или сборнике афоризмов и мудрых мыслей 5 высказываний любых людей о писателях и их роли в жизни общества, выпишите их в виде цитат. Не забудьте указать автора.

Урок 2. Человек и литература: книга как необходимый элемент в формировании личности.

               Напишите небольшое сочинение-рассуждение о роли книги в формировании личности. (Примерно 1 страница). Приведите в пример книгу или произведение, которые изменили ваш взгляд на мир, ваше отношение к людям, к учёбе, к природе, к творчеству, к себе, помогли вам развить новое качество характера. Сделайте вывод о том, насколько необходимы книги в жизни людей.


Урок 3. Драматическое произведение - произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Зритель и читатель. 
           Посмотрите презентацию Драматические произведения. Выпишите особенности драматического произведения, основные термины: реплика, авторская ремарка и её роль в пьесе, декорация, реквизит, мизансцена. Какие композиционные части выделяют в пьесе? На чём основано действие в ней? Что помогает автору раскрыть характер героев? Почему пьесу лучше смотреть на сцене театра?




Урок 4. Особенности литературного языка в драматическом произведении.
              Рассмотрите особенности языка в драматическом произведении, запишите основные. Выполните задания ниже.



в учебнике "Литература, 7 класс, часть 1" найдите пьесу Д.И.Фонвизина "Недоросль" и выпишите из неё: 
а) ремарку, описывающую место действия, 
б) ремарку, описывающую состояние или позу героя, 
в) ремарку, указывающую на интонацию, 
г) реплику Софьи из действия 4, явления 5; 
д) определите тему последнего монолога Стародума из 1 явления действия 5.

Урок 5. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, авторские ремарки.
              Сочините небольшую сценку, сюжет возьмите из собственных наблюдений. Запишите её по всем правилам драматического произведения (в форме диалога, с авторскими ремарками).

Урок 6. Стилистические возможности лексики в художественном произведении.
Прочитайте статью. Выпишите главное. Выпишите из толкового словаря 10 экспрессивно окрашенных слов с разными стилистическими оттенками (смотрите таблицу ниже).

      Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
      Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.
       В художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка -- просторечные, жаргонные, диалектные и т. д.
       Слово в художественном произведении как бы двоится: оно имеет то же значение, что и в общем литературном языке, а также добавочное, приращенное, связанное с художественным миром, содержанием данного произведения. Поэтому в художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.
     Лексика художественного стиля принципиально неограниченна. Здесь могут использоваться средства всех других стилей -- и термины, и официальные выражения, и разговорные слова и обороты, и публицистика. 
      В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. 
      Лингвисты выделяют в художественной литературе три стилистических среза лексики: нейтральную, сниженную и возвышенную лексику. Употребление слов возвышенных, торжественных придает произведению патетическое звучание, сниженных по эмоциональной окраске - приземленно-бытовое звучаниеТак, в пушкинском «Пророке» вместо нейтрального «глаза», «губы», «смотри», «слушай» употреблены соответствующие возвышенные синонимы «зеницы», «уста», «виждь», «внемли»; а в рассказе Чехова «Ванька» вместо нейтрального «лицо» употреблены сниженные синонимы «морда», «харя». Впрочем, при помощи употребления возвышенной лексики может достигаться и заранее рассчитанный комический эффект, когда возвышенные слова употреблены иронически либо когда они не соответствуют ситуации и контексту.  
     Для литературоведческого анализа существенно выявление в произведении таких лексических пластов, как архаизмы, историзмы и неологизмы. Большинство архаизмов относится к возвышенной лексике и выполняет, следовательно, все ее функции, но кроме того используется для воссоздания исторического колорита эпохи (например, в романе А. Толстого «Петр I»). Историзмы же в художественной литературе используются исключительно в этой последней функции. 
      Неологизмы — слова, употребленные впервые или недавно вошедшие в национальный язык. Общеязыковые неологизмы не несут в себе никакой эстетической выразительности. Авторский же неологизм возникает именно из-за потребности найти более выразительное и меткое название для вещи или явления — неважно, старого или нового. Авторские неологизмы могут привиться в языке и стать общеязыковыми, а затем и войти в общенациональный язык уже в качестве нормативной лексики. Так случилось со словом «летчик», исключительно удачно придуманным В. Хлебниковым взамен иностранных синонимов «авиатор», «пилот».
      Из прочих языковых средств, используемых в художественной литературе, следует еще отметить необщеупотребительные слова — диалектизмы, профессиональную лексику, жаргонизмы и т. п. Эти слова употребляются в основном в речи героев, дополняя их речевую характеристику. Диалектные слова иногда применяются и в повествовательной речи для создания «местного колорита».






Урок 7. Стилистические возможности лексики и грамматики в разговорном языке и в художественном произведении.




Урок 8. И.И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков человека в баснях "Два веера", "Отец с сыном", "Муха", "Нищий и собака", "Три льва". Аллегория как основное средство изображения в баснях.
Посмотрите ролик об И.И. Дмитриеве. Составьте 5 вопросов о творчестве поэта для проверочной работы (с ответами). Выучите одну из предложенных басен (рассказывать на уроке литературы).



2 четверть


Урок 9. "Ф. Н. Глинка. Основные темы и мотивы лирики"
Посмотрите презентацию о поэте ССЫЛКА . Выпишите интересные факты биографии и основные темы стихотворений. Прочитайте стихотворения Ф. Н. Глинки "Москва" и "К Пушкину", запишите их основные мысли и ключевые слова, их доказывающие.

 Урок 10. "К.М. Станюкович. Рассказ "Рождественская ночь". Проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя"
Посмотрите видео по ссылкеВыпишите главные факты о писателе. Прочитайте рассказ "Рождественская ночь", сделайте схему героев и запишите основную мысль рассказа. Какую роль играет вера в жизни героев рассказа? Кто в рассказе и каким образом проявляет милосердие? 

Урок 11. "В.М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе "Сигнал".

Посмотрите презентацию о биографии и творчестве В.М. Гаршина.

Прочитайте рассказ "Сигнал" Всеволода Михайловича Гаршина. Ответьте на вопросы письменно.
1. Как помог Семёну Иванову офицер, которому он служил денщиком? Почему не отказал, а сам предложил помощь?
2. Каким взглядом на жизнь, на мир, какими чертами характера отличались смотрители-будочники Семён и Василий?
3. Почему поступок Семёна можно назвать подвигом?
4. Почему, на ваш взгляд, Василий подхватил флаг и признался в своём проступке?


 Урок 12. "А.Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Рассказ "Специалист". Посмотрите презентацию по ссылке. Прочитайте рассказ "Специалист" ссылка Ответьте на вопросы после рассказа.

Урок 13. "Жизнь и творчество В.М. Шукшина. Особенности характера главного героя в рассказе "Чудик"" Прочитайте статью о писателе, сделайте краткий конспект. Прочитайте рассказ, письменно ответьте на вопросы 2,3,4,7. Прочитайте фрагмент "Слово о малой родине", выполните задание к нему. (стр. 230-249 в красном учебнике).




Комментариев нет:

Отправить комментарий