Дистанционные уроки 8 класс Родной (русский) язык

Родной русский язык  

Урок 1.  Прочитайте статью Собственно русские слова... и запишите пласты исконно русской лексики и их особенности (с примерами). Заимствования из разных языков с примерами. Запишите вывод.


Урок 2. Роль старославянизмов в развитии русского языка и их приметы.
              Прочитайте статью, запишите определение и признаки старославянизмов, выполните упражнения ниже.

Старославянизмы — это слова, заимствованные из старославянского языка. 

                                                  Что такое старославянизмы?

         Значительное место в лексике русского языка занимают старославянизмы — это слова, пришедшие из старославянского языка, родственного русскому. Они составляют около 7 процентов основного лексического запаса русского языка.

Проникновение старославянских слов началось еще в IX веке, когда произошла христианизация древней Руси. Греческие тексты богослужений для славянского населения были переведены на старославянский (древнеболгарский) язык, который использовался в церкви.

         Долгое время на Руси старославянский язык был языком письменности. Наши предки в быту разговаривали на древнерусском, а писали по-старославянски. Многие старославянизмы составили основу книжной речи. Эти заимствованные лексемы отличаются от исконно русских слов некоторыми особенностями, по которым можно понять их происхождение.

                                                 «Признаки старославянизмов»



          Судьба старославянских слов была различной. Многие из них полностью вытеснили соответствующие русские и воспринимаются как обычные обиходные слова:

время, жажда, облако, храбрый, вред, враг, шлем, пламя.

         В русском языке сосуществуют слова со старославянскими и русскими корнями и воспринимаются по значению как разные слова, например:

  • невежда (необразованный человек) и невежа (невежливый человек);
  • гражданин (лицо, принадлежащее к населению государства) и горожанин (житель города);
  • прах (останки) и порох (взрывчатое вещество);
  • страна (государство) — сторона (пространственное понятие);
  • среда — середина;
  • глава — голова;
  • вождь — водитель;
  • Млечный путь — молочный;
  • платье, платок — полотно.

             Также нельзя считать, что все старославянизмы стали архаизмами. В нашей речи старославянизмы встречаются чаще, чем мы предполагаем. Например, устарело слово «уста», но активно употребляются слова «устный», «наизусть». Архаично книжное слово «деяние», но сохранилось однокоренное слово «деятель». Существительное «привратник» почти не употребляется в современной речи, зато слово «вратарь» занимает полноправное место в спортивной лексике.

            Старославянизмы пополнили словарный запас русского языка, сделали его богаче и ярче. Из родственного древнего языка были заимствованы названия многих абстрактных понятий (власть, отчизна, внимание, истина, качество, притязать, бремя, совесть). Эти книжные слова придают русской речи особый смысл, возвышенность и эмоциональность.


Упражнения!!!

1) Определите, в какой группе слов даны старославянизмы, а в какой  - русские слова. Запишите в 2 столбика, подбирая пары слов, в которых старославянским фонетическим признакам соответствуют русские фонетические признаки.

Образец:          Старославянизмы                       Русские слова

                              млечный                                            молоко


1. Равенство, ладья, врата, злато, прохлада, чреда, храм, нужда, вражда, единый, вращать, разница.

2. Ровня, холодный, ворота, чередовать, хоромы, золотой, одинокий, нужный. ворочать, лодочка, вражеский, в розницу.


2) Вставьте в словосочетания вместо точек слова, данные в скобках; подчеркните старославянизмы.

 1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 

2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 

3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 

4)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 

5)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).


- Какое лексическое значение имеют эти слова? (обращаемся к словарю)

Сторож-работник, охраняющий что-нибудь, страж – защитник, короткий – небольшой в длину, краткий – сжатый, коротко изложенный, здоровые – сильные, крепкого сложения, здравые – толковые, рассудительные, вращать – двигать по окружности, ворочать – двигать, чужие – не свои, принадлежащие другим, чуждые – далекие, иногородние.


3) Из следующих примеров выпишите старославянизмы, подчеркните их признаки, подберите  к каждому из них однокоренное русское слово.

1)…Раздался звучный глас Петра. 2) И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.

(Из произведений А.С.Пушкина)


Урок 3. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах и современной публицистике.


Прочитайте текст.

     Хай! Меня зовут Елена Анатольевна. Сегодня мы с вами скооперировались для проведения урока, в начале которого мне бы хотелось вместе с вами вспомнить, как в нашей альма-матер проводился осенний конкурс-селебрейшн. Помните, как на вступительном брифинге вы выдвигали кандидатуры, проходили кастинг? Конечно же, в лизинг мы взяли самое фешенебельное помещение, фрилансеры взяли на себя его оформление: баннеры, флаеры, шамдалы, всяческие авангардные ноу-хау... Не было никакого консерватизма, всё супер-модерн!

Сроки для геймеров были даны минимальные, готовились они в авральном цейтноте, сами понимаете: экзамены, проекты, элективы... Поэтому администрация сделала некий цунгцванг: освободила конкурсантов на один день от электива. Некоторые из них в подобном мероприятии дебютанты, они особенно переживали катарсис.

И вот уже выбраны клакёры, расставлены жардиньерки...Замелькали шикарные плюмажи, ридикюли, боа, жакеты из равендука, жабо, шлейфы, шиньоны. Пары были хорошо подготовлены, суфлёр им не понадобился. Инсайдеры тоже постарались. А ещё мы все смеялись, когда один из бойфрендов потерял котурны. Этот милый казус добавил веселья.

После всего был небольшой собантуй. Особенно участники оценили бешамель. Конечно, не васаби, но тоже экзотика. Вообщем, всё прошло супер, без кассаций и капитуляций, как иногда бывает.


      Почему текст труден для восприятия?  


Совершенно верно, в нём употреблено много заимствованных слов. Выпишите их и запишите лексические значения 5-7 слов, которые вас заинтересовали.


 Мы сегодня будем говорить о лексике, которая вошла в нашу жизнь в связи с появлением новых информационных технологий.


Дисплейные тексты - это тексты на экране компьютера, планшета, смартфона.

Они чаще короткие, насыщенные заимствованными словами. Они не требуют осмысления и расшифровки, быстро прочитываются и не остаются в памяти.


Всегда ли вы знаете написание и значение данных слов?


2) Запишите значения слов:

- селфи

зачекиниться

ватсап 

отправь в инсту сторис 


3) Переведите на русский литературный язык следующий диалог и запишите его:

- Хай! Слышь, у меня в аське нет твоего ника!

- Давай я тебе кликну через 15 минут! ОК?

- ОК, братан! Скинь по мейлу домашку по литре, а я тебе хэлпну с драйвами!

- Ну всё, бай!

- Бай!


 В какой ситуации уместен первоначальный вариант диалога?


- аська – бесплатная система мгновенного обмета текстовыми сообщениями

- ник – кличка, прозвище, сетевое имя

- мейл – электронная почта

- хэлп – помощь, взаимопощь

- драйв – энергия или буйный её выплеск



 И еще одно задание: Выучите значения слов.

Ватсап – популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями

Мессенджер – службы мгновенных сообщений, программы

Аккаунт – учётная запись, хранимая в компьютерной системе

Интерфейс – совокупность средств взаимодействия между элементами системы

Кэшбэк - бонус


Выводы:

- Нужны ли нам заимствования? Конечно, нужны, так как они обогащают язык, но употреблять их нужно в меру!

Именно в меру. Иначе и наш язык, и наша литература превратятся в нечто бессодержательное,

Очень метко отметил в свое время Н.В.Гоголь:

"Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово".


Альма- матер - институт

Селебрейшн - празднование

Кастинг – пробы, выбор претендентов

Брифинг – короткая пресс-конференция

Лизинг - аренда

Фешенебельный – модный, светсткий

Фрилансеры- работники вне штата кампаний, свободные, самозанятые

Баннер- графическое изображения рекламного характера

Флаер – небольшая рекламная листовка

Ноу-хау – оригинальные технологии

Консерватизм – традиционные ценности и порядки

Супер-модерн - современный

Геймер – специалист по компьютерным играм

Цейтнот –недостаток времени

Цугцванг - ход, ведущий к ухудшению позиции

Дебютант – выступающий первый раз

Катарсис – нравственное очищение, возникающее в процессе сопереживания

Клакёр – человек, который занимается созданием искусственной ситуации успеха

Жардиньерка – горка с цветочными горшками

Плюмажи – украшение из перьев на головном уборе

Ридикюль – женская сумочка на шёлковом шнурке с вышивкой

Боа – женский шарф из меха или перьев

Жакет – женская верхняя одежда из трикотажа

Равендук - похожая на парусину ткань сероватого цвета и шероховатой поверхности полотняного переплетения из пеньки или льна низких номеров.

Жабо – отделка одежды в виде оборки от горловины вниз

Шлейф – удлиненный подол женского платья

Шиньон – женская прическа с накладными волосами из чужих волос

Суфлёр – работник театра, который подсказывает актерам текст

Инсайдер – человек, имеющий доступ к конфиденциальной информации

Бойфренд - друг

Котурн – обувь трагических актеров в античном театре в виде башмаков

Казус – сложный запутанный случай

Сабантуй – праздник по окончанию полевых работ

Бешамель- соус на основе молока

Васаби – приправа, известная под названием «японский хрен», которая широко используется в восточных странах для придания остроты блюду.

Кассация – отмена приговора по жалобе

Капитуляция – прекращение военных действий и сдача на милость
победителя.



Урок 4. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

              Рассмотрите слайды, выпишите определение речевого этикета. Выполните задания ниже.





Используя формулы речевого этикета, составьте диалоги:
 а) вы просите у одноклассника помочь с домашним заданием (диалог в разговорном стиле),
 б) вы приглашаете ветерана на урок в школьном музее (письмо-приглашение),
 в) вы отказываетесь участвовать в конкурсе, предлагаемом учителем.




Урок 5. Основные орфоэпические нормы современного русского языка.

Посмотрите презентацию "Орфоэпические нормы современного русского языка". Запишите понятие орфоэпии и ответ на вопрос "На что нужно обращать внимание при произношении?"

Выполните упражнения 113, 114 (стр. 87) и 132 (стр. 174) из учебника Шмелёва. Опирайтесь на словари и данные презентации.




Урок 6. Основные лексические нормы современного русского языка.

Посмотрите внимательно презентацию о лексических нормах современного языка. 

Выпишите 12 типов лексических ошибок. Выполните 4 упражнения под №1 (выделенные зелёным шрифтом) на слайдах. Обращайтесь к словарям, уточняйте значения слов.





Урок 7. Современные грамматические нормы современного русского языка.





            Урок 8. Варианты грамматической нормы. 
        Прочитайте статью внимательно! Обратите внимание, что в языке существуют варианты  употребления слов, ударения в них, сочетания слов между собой. Грамматические нормы, их варианты и нарушения норм.
        Выпишите в таблицу примеры употребления: что будет нормой (закреплённой в словаре), какой вариант возможен, но только в разговорной речи или в профессиональной, а какое употребление всегда будет нарушением, ошибкой.

Литературная норма (правильно)
Варианты нормы (можно употребить в разговорной или профессиональной речи)
Нарушение нормы (ошибка)

































ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ.

Урок 9.
  "Активные процессы в речевом этикете"
Прочитайте статью по ссылке Активные процессы в речевом этикете. Выпишите определение речевого этикета, сделайте краткий конспект. Откройте учебник А.Д. Шмелёва по ссылке. Глава 2, параграф 12. стр.178 (Сетевой этикет: правила общения в сети). Выполните упр.77 на стр. 181. Новая ссылка

Урок 10.  "Эффективные приёмы слушания".
Пройдите по ссылке. Работа по учебнику Шмелёва. Кратко запишите правила из упр.98. (9 пунктов), развёрнуто ответьте на вопрос упр. 97, выполните задание в упр. 99 (иллюстрации по порядку)

Урок 11. "Основные методы, способы и средства получения и переработки информации"
Посмотрите статью по ссылке  . Выпишите основные понятия.

Прочитайте текст. По ходу чтения или при перечитывании выпишите ключевые слова. Сформулируйте тему и основную мысль текста, озаглавьте его. Составьте план или тезисы, а затем сжато перескажите текст.





Урок 12. "Доказательство и его структура. Структура аргументации: тезис, аргумент, вывод". Посмотрите презентацию по ссылке. Выпишите основные положения. Прочитайте текст урока ссылка , выполните задание в конце. Напишите небольшое рассуждение по тексту.

Урок 13. "Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление"
Параграф 14 в учебнике "Родной русский язык. 8 класс". Упр. 140, 142 выполнить в классе. Написать новогоднее поздравление (по предложенной структуре). Домашнее задание: написать самохарактеристику по следующей структуре:
СНАЧАЛА: Ваша Фамилия, Имя, Отчество
Род занятий (кто вы? где учитесь?) 
Далее - по вопросам слайда. 


Урок 13. Научный стиль речи. 


Урок 14. Язык художественной литературы.
Рассмотрите композицию письма, прочитайте речевые формулы, которые могут в нём использоваться. Прочитайте письма героев из литературных произведений.





ЗАДАНИЕ: Напишите письмо любому из литературных героев прочитанных в 8 классе произведений, расскажите в нём об обучении в 21 веке.



  




Комментариев нет:

Отправить комментарий