Дистанционные уроки 9 класс Литература

 

Литература

Урок "Образ фамусовской Москвы в пьесе Грибоедова "Горе от ума""

На всех московских есть особый отпечаток.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

1. Как отрывок из письма Грибоедова перекликается с текстом комедии?

На этот вопрос мы ответим в конце урока.

«В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему – нибудь хорошему».

    Из письма А. С. Грибоедова к С. Н. Бегичеву. 1818г.

    2. Прокомментируйте три взгляда на Москву:

    «Что нового покажет мне Москва?» (Чацкий)

    «Едва/ Другая сыщется столица, как Москва» (Фамусов)

    «В моей комедии я ,кажется, убиваю тирана – любезнейшее мое отечество – драгоценнейшую Москву» (Грибоедов)

      3. Работаем в группах.

      Проанализируйте следующие фрагменты комедии:

      1. Монолог Чацкого и его диалог с Софьей о прежней Москве.(д.1, явл. 7)

      Какие характеристики Чацкий дает москвичам – родственникам и знакомым Софьи?

      В каких словах заметно его ироническое отношение к Москве?

        2. Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о Максиме Петровиче (д.2, явл. 1)

        Какой образ московской жизни описывает Фамусов?

        Почему Фамусов идеализирует Максима Петровича?

        3. Монолог Фамусова о Москве (д.2, явл.5)

        Почему Фамусов уверен, что только в Москве «и дорожат дворянством»?

        Каковы его суждения о гостеприимстве, молодежи, старшем поколении и московских дамах? Докажите, что Фамусов восхищается Москвой, а автор относится к московским порядкам с иронией.

          4. Анализ эпизода «Гости съезжаются на вечер к Фамусову» (Д.3,явл. 5-10).

          О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?

          Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?

          Что можно сказать о гостях по их речевым характеристикам?

          Какое место занимает этот эпизод в комедии?

            4. Заполните таблицу цитатами из текста комедии

            Отношение к Москве

            Прошлое

            («век минувший»)

            Настоящее

            («век нынешний»)

            Фамусов

            «Что за тузы...»

            «А все Кузнецкий мост...»

            Скалозуб

              

            Молчалин

              

            Лиза

              

            Чацкий

              

            6. Ответьте на первый вопрос урока.

            Домашнее задание: заполните таблицу.

            Черты героя

            Фамусов

            Молчалин

            Скалозуб

            Софья

            Другие герои

            Имя и его смысл

                 

            Возраст

                 

            Звание

                 

            Род занятий

                 

            Отношение к службе

                 

            Использование родственных и дружеских связей

                 

            Отношение к образованию, просвещению

                 

            Отношение к общественному строю

                 

            Отношение к любви

                 

            Оценка «века нынешнего» и «века минувшего»

                 

            Речевая характеристика


            Урок "Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творчества. Свободолюбивая лирика. Библейские и античные образы в поэзии Пушкина".


            Библейские мотивы и образы в поэзии А.С. Пушкина

            В гении Пушкина столько таинственного и чудесного… Тайна его в том, что, будучи писателем чисто светским, он исполнил миссию историческую, культурную, духовную и даже религиозную в том, что унаследовал христианскую систему ценностей. Долгое время мы старались умалчивать или не воспринимать влияние христианских идей на формирование русской литературы.
            По определению пушкиноведа В.С. Непомнящего, «все наше представление о Пушкине в известном смысле было искажено,…нужно было встроить Пушкина в новую идеологию, Пушкин становился «нашим» поэтом, писавшим в основном «вольнолюбивые» произведения…»
            Сегодня мы вправе рассматривать некоторые произведения поэта несколько в ином направлении.
            В 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Пророк», в котором и «будет сформулировано содержание пройденного пути:
            Духовной жаждою томим,
            В пустыне мрачной я влачился…»
            Крупнейший русский философ 20 века И.А. Ильин, анализируя стихотворение «Пророк», подчеркивал, что все пророческие способности здесь – от воли Божьей, которой исполнился пророк. Слово «пророк», стоящее в названии стихотворения, довольно часто встречается у Пушкина и именно в главном значении, которое лучше всего определяется в «Общем церковно-славяно-российском словаре» П.И.Соколова (1834): «Пророк – тот, кому по божию вдохновению откровенны священные истины, от общего сведения сокрытые, и поручена должность проповедывать оныя перед людьми»(5,с.78). Смысл стихотворения «Пророк» передан в библейской форме. За основу Пушкин берет шестую Книгу Пророка Исайи. Обращение к библейскому сюжету было вполне традиционным. Библия и библейские сюжеты вдохновляли художников слова и интерпретировались в их произведениях. Книги Пророков, Притчи Соломоновы, Апокалипсис побуждали к размышлениям о смысле жизни, о законах нравственности. Особенно много в этом смысле давали Книги Пророков. Пророки, по Библии, бесстрашно вещали правду в лицо царям, обличали их несправедливость, и поэтому большинство из них было казнено. Так случилось и с Пророком Исайей. Основной сюжетный источник пушкинского «Пророка», как мы уже сказали, « Книга Пророка Исайи», свидетельствует о наличии и проявлении у пророка собственной воли. После того, как Исайя увидел Господа, окруженного шестикрылыми серафимами, он сам сделал первый шаг к обращению в пророка: «И сказал Я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - глаза мои видели царя, Господа Саваофа.
            Тогда прилетел ко мне один из серафимов. И в руке у него горящий уголь, которыми он взял клещами с жертвенника,
            И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
            И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для нас? И я сказал: вот я, пошли меня»
            Таким образом, Исайя сам вызывается стать божьим посланником. Но в пушкинском стихотворении прямого волеизъявления пророка нет. Возможность выбора для героя стихотворения предполагается словом «перепутье»:
            И шестикрылый серафим
            На перепутье мне явился.
            В пушкинском контексте слово «перепутье» употреблено в переносном значении – «находиться в состоянии сомнения, колебания, выбора дальнейшего пути». И выбор свидетельствует о свободной, сильной воле самого поэта, испытующего огромную жажду познания и мудрости. Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям.
            Перстами легкими как сон
            Моих зениц коснулся он –
            Отверзлись вещие зеницы…
            И дальше:
            Моих ушей коснулся он, -
            И их наполнил шум и звон:
            И внял я неба содроганье…
            Теперь пророк способен не только видеть и слышать, но видеть и слышать, глубоко осмысливая все, что происходит в окружающем мире. А серафим продолжает одушевлять человека:
            И он к устам моим приник,
            И вырвал грешный мой язык,
            И празднословный, и лукавый,
            И жало мудрыя змеи
            В уста замерзшие мои
            Вложил десницею кровавой.
            И он мне грудь рассек мечом
            И сердце трепетное вынул,
            И угль, пылающий огнем,
            Во грудь отверстую водвинул.
            Освобождение от грешной человеческой природы рождается страданием. И далее у Пушкина:
            И бога глас ко мне воззвал:
            «Восстань, пророк…»
            Некоторые исследователи видели в этих словах революционное значение, которое имеет это слово в современном языке. Нам справедливой кажется мысль, высказанная Ж.Кипперман: «В глаголе «восстань» помимо основного значения – «встань» - важны значения возрождения, воскресения, оживления. Ведь Пророк перенес… операцию, равную физической смерти. Пушкинское стихотворение заканчивается призывом Бога Пророку «восстань». Суть призыва - освобождение бессмертного духа от бренного тела, восприятие мира новым – духовным – зрением и слухом».
            В годы зрелого творчества религиозные, христианские мотивы в лирике Пушкина усиливаются. Если обратиться к стихотворениям 1836 года, созданным в конце жизни и не опубликованным им, мы увидим, что они наполнены глубочайшим религиозным содержанием. Это «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Подражание итальянскому», «Отцы пустынники и жены непорочны». Эти стихотворения отмечены Божественной красотой и величавостью.

            Античные образы в поэзии Пушкина (по ссылке можно посмотреть презентацию)



            Урок "Любовная лирика Пушкина. Адресаты лирики. Одухотворённость и чистота любви".

            Адресаты любовной лирики Пушкина (посмотрите презентацию по ссылке, выпишите кому и какое стихотворение посвящено). 
            Прочитайте в учебнике статью "Поговорим о странностях любви"(стр. 56-63) и ответьте на вопросы (письменно):
            1. Что такое любовь для Пушкина?
            2. Что такое для Пушкина женщина?
            Выучите наизусть стихотворения "К***" и "Я вас любил".


            1. Урок по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
            Посмотрите два видеоурока по поэме ссылка 1
                                                                             ссылка 2
            Прочитайте поэму и выполните проверочную работу ссылка 3
            Высылают мне все в среду до 10.00.

            2. Урок "Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"
            Посмотрите видеоурок о жизни и творчестве этих поэтов по ссылке 
            Запишите по материалам видео по творчеству каждого поэта 5 вопросов для проверочной работы (с ответами) (всего 10)

            3. Урок "А..П. Чехов. Жизнь и творчество. Повесть "Степь", рассказы "Мужики", "В овраге"" 
            Прочитайте небольшую статью о писателе ссылкаПослушайте аудиокнигу "В овраге" и запишите её основные образы и основную мысль.

            4. Урок "Новый тип чеховской новеллы, сжатой драмы и почти эпопеи: "Дуэль", "Палата №6"
            Посмотрите презентацию по рассказу "Палата №6"
            Выпишите таблицу главных героев и основную мысль рассказа. Прочитайте рассказ "Дуэль", сделайте схему героев и запишите основную мысль. (Можно посмотреть фильмы. Эти произведения экранизированы)

            5. Урок "Драматургия А.П. Чехова. Пьеса "Вишнёвый сад."Социальная и нравственная проблематика русской драматургии 19 века"Посмотрите видеоурок по ссылкеСделайте конспект об особенностях пьесы, её проблематике.
            Презентация для очень интересующихся "Новаторство Чехова-драматурга в пьесе "Вишнёвый сад" 

            6. Урок "М. Горький (обзор творчества). Рассказ "Челкаш". Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к воле.
            Посмотрите видеоурок по ссылке  и краткое содержание рассказа по ссылке. Чем отличается понятие босяка у Горького и в обществе? Запишите ответ и составьте план содержания рассказа. 

            7. Урок "Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного характера обществу".
            Посмотрите презентацию по ссылке. Ответьте письменно на вопросы в ней.

            8. Урок "И.С. Шмелёв. Роман "Лето господне". История создания, главные герои, рождение религиозного чувства у ребёнка. Национальные традиции в романе."
            Посмотрите видеоурок о произведении. ССЫЛКА. Выпишите основные мысли. Посмотрите презентацию ССЫЛКА Запишите главных героев, кратко содержание глав и выводы.


            9. Урок "Модернистские течения. Поиск новых форм выражения. А.А. Блок. Символика и реалистичные детали в стихотворениях. Образ Родины. Музыкальность лирики".В учебнике стр. 202 - 206 таблицу авторов "серебряного века". Посмотреть видеоурок об А.А. Блоке. Сделать конспект основных мыслей. Ссылка

            10. Урок "С.А. Есенин. Слово о поэте. олицетворение как основной художественный приём. напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии". Посмотрите видеоурок по ссылке, сделайте краткий конспект. Выпишите средства выразительности из стихотворения «Край ты мой заброшенный…»

            11. Урок "А.А. Ахматова. Слово о поэте. Война как проверка человека на мужество, человечность, патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в поэзии" Посмотрите видеоурок по ссылке, выпишите основные факты жизни, сборники стихов, произведения.
            Ещё об Ахматовой уроки РЭШ 3839.

            12. Урок "М.А. Булгаков. "Белая гвардия". Изображение типических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн". Посмотрите презентацию по ссылкеСделайте схему героев. Что чему противопоставлено в романе? Выпишите основную мысль романа.

            13. Урок "М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (обзор). Изображение трагедии народа в военные годы. "Донские рассказы"".  Послушайте видеолекцию о писателе. Сделайте конспект.

            14. Урок "М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Особенности композиции, образ Андрея Соколова, особенности национального характера. Тема военного подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения". 
            Ссылка на фильм "Судьба человека" (1 ч. 37 мин)
            Ссылка на аудиокнигу "Судьба человека" (1 ч. 52 мин.)
            Ссылка на видеоурок, записать характеристику главного героя и план событий рассказа.






            Комментариев нет:

            Отправить комментарий