Литература
Урок "Образ фамусовской Москвы в пьесе Грибоедова "Горе от ума""
На всех московских есть особый отпечаток.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
1. Как отрывок из письма Грибоедова перекликается с текстом комедии?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
«В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему – нибудь хорошему».
Из письма А. С. Грибоедова к С. Н. Бегичеву. 1818г.
2. Прокомментируйте три взгляда на Москву:
«Что нового покажет мне Москва?» (Чацкий)
«Едва/ Другая сыщется столица, как Москва» (Фамусов)
«В моей комедии я ,кажется, убиваю тирана – любезнейшее мое отечество – драгоценнейшую Москву» (Грибоедов)
3. Работаем в группах.
Проанализируйте следующие фрагменты комедии:
1. Монолог Чацкого и его диалог с Софьей о прежней Москве.(д.1, явл. 7)
Какие характеристики Чацкий дает москвичам – родственникам и знакомым Софьи?
В каких словах заметно его ироническое отношение к Москве?
2. Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о Максиме Петровиче (д.2, явл. 1)
Какой образ московской жизни описывает Фамусов?
Почему Фамусов идеализирует Максима Петровича?
3. Монолог Фамусова о Москве (д.2, явл.5)
Почему Фамусов уверен, что только в Москве «и дорожат дворянством»?
Каковы его суждения о гостеприимстве, молодежи, старшем поколении и московских дамах? Докажите, что Фамусов восхищается Москвой, а автор относится к московским порядкам с иронией.
4. Анализ эпизода «Гости съезжаются на вечер к Фамусову» (Д.3,явл. 5-10).
О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?
Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?
Что можно сказать о гостях по их речевым характеристикам?
Какое место занимает этот эпизод в комедии?
4. Заполните таблицу цитатами из текста комедии
Отношение к Москве | Прошлое («век минувший») | Настоящее («век нынешний») |
Фамусов | «Что за тузы...» | «А все Кузнецкий мост...» |
Скалозуб | | |
Молчалин | | |
Лиза | | |
Чацкий | | |
6. Ответьте на первый вопрос урока.
Домашнее задание: заполните таблицу.
Черты героя | Фамусов | Молчалин | Скалозуб | Софья | Другие герои |
Имя и его смысл | | | | | |
Возраст | | | | | |
Звание | | | | | |
Род занятий | | | | | |
Отношение к службе | | | | | |
Использование родственных и дружеских связей | | | | | |
Отношение к образованию, просвещению | | | | | |
Отношение к общественному строю | | | | | |
Отношение к любви | | | | | |
Оценка «века нынешнего» и «века минувшего» | | | | | |
Речевая характеристика |
Урок "Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творчества. Свободолюбивая лирика. Библейские и античные образы в поэзии Пушкина".
Библейские мотивы и образы в поэзии А.С. Пушкина
В гении Пушкина столько таинственного и чудесного… Тайна его в том, что, будучи писателем чисто светским, он исполнил миссию историческую, культурную, духовную и даже религиозную в том, что унаследовал христианскую систему ценностей. Долгое время мы старались умалчивать или не воспринимать влияние христианских идей на формирование русской литературы.
По определению пушкиноведа В.С. Непомнящего, «все наше представление о Пушкине в известном смысле было искажено,…нужно было встроить Пушкина в новую идеологию, Пушкин становился «нашим» поэтом, писавшим в основном «вольнолюбивые» произведения…»
Сегодня мы вправе рассматривать некоторые произведения поэта несколько в ином направлении.
В 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Пророк», в котором и «будет сформулировано содержание пройденного пути:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…»
Крупнейший русский философ 20 века И.А. Ильин, анализируя стихотворение «Пророк», подчеркивал, что все пророческие способности здесь – от воли Божьей, которой исполнился пророк. Слово «пророк», стоящее в названии стихотворения, довольно часто встречается у Пушкина и именно в главном значении, которое лучше всего определяется в «Общем церковно-славяно-российском словаре» П.И.Соколова (1834): «Пророк – тот, кому по божию вдохновению откровенны священные истины, от общего сведения сокрытые, и поручена должность проповедывать оныя перед людьми»(5,с.78). Смысл стихотворения «Пророк» передан в библейской форме. За основу Пушкин берет шестую Книгу Пророка Исайи. Обращение к библейскому сюжету было вполне традиционным. Библия и библейские сюжеты вдохновляли художников слова и интерпретировались в их произведениях. Книги Пророков, Притчи Соломоновы, Апокалипсис побуждали к размышлениям о смысле жизни, о законах нравственности. Особенно много в этом смысле давали Книги Пророков. Пророки, по Библии, бесстрашно вещали правду в лицо царям, обличали их несправедливость, и поэтому большинство из них было казнено. Так случилось и с Пророком Исайей. Основной сюжетный источник пушкинского «Пророка», как мы уже сказали, « Книга Пророка Исайи», свидетельствует о наличии и проявлении у пророка собственной воли. После того, как Исайя увидел Господа, окруженного шестикрылыми серафимами, он сам сделал первый шаг к обращению в пророка: «И сказал Я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - глаза мои видели царя, Господа Саваофа.
Тогда прилетел ко мне один из серафимов. И в руке у него горящий уголь, которыми он взял клещами с жертвенника,
И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для нас? И я сказал: вот я, пошли меня»
Таким образом, Исайя сам вызывается стать божьим посланником. Но в пушкинском стихотворении прямого волеизъявления пророка нет. Возможность выбора для героя стихотворения предполагается словом «перепутье»:
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
В пушкинском контексте слово «перепутье» употреблено в переносном значении – «находиться в состоянии сомнения, колебания, выбора дальнейшего пути». И выбор свидетельствует о свободной, сильной воле самого поэта, испытующего огромную жажду познания и мудрости. Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он –
Отверзлись вещие зеницы…
И дальше:
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье…
Теперь пророк способен не только видеть и слышать, но видеть и слышать, глубоко осмысливая все, что происходит в окружающем мире. А серафим продолжает одушевлять человека:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Освобождение от грешной человеческой природы рождается страданием. И далее у Пушкина:
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк…»
Некоторые исследователи видели в этих словах революционное значение, которое имеет это слово в современном языке. Нам справедливой кажется мысль, высказанная Ж.Кипперман: «В глаголе «восстань» помимо основного значения – «встань» - важны значения возрождения, воскресения, оживления. Ведь Пророк перенес… операцию, равную физической смерти. Пушкинское стихотворение заканчивается призывом Бога Пророку «восстань». Суть призыва - освобождение бессмертного духа от бренного тела, восприятие мира новым – духовным – зрением и слухом».
В годы зрелого творчества религиозные, христианские мотивы в лирике Пушкина усиливаются. Если обратиться к стихотворениям 1836 года, созданным в конце жизни и не опубликованным им, мы увидим, что они наполнены глубочайшим религиозным содержанием. Это «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Подражание итальянскому», «Отцы пустынники и жены непорочны». Эти стихотворения отмечены Божественной красотой и величавостью.
Античные образы в поэзии Пушкина (по ссылке можно посмотреть презентацию)
Урок "Любовная лирика Пушкина. Адресаты лирики. Одухотворённость и чистота любви".
Адресаты любовной лирики Пушкина (посмотрите презентацию по ссылке, выпишите кому и какое стихотворение посвящено). Прочитайте в учебнике статью "Поговорим о странностях любви"(стр. 56-63) и ответьте на вопросы (письменно):
1. Что такое любовь для Пушкина?
2. Что такое для Пушкина женщина?
Выучите наизусть стихотворения "К***" и "Я вас любил".
1. Урок по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Посмотрите
два видеоурока по поэме
ссылка 1Прочитайте поэму и
выполните проверочную работу ссылка 3Высылают мне все в среду до 10.00.
2. Урок
"Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"Посмотрите видеоурок о жизни и творчестве этих поэтов
по ссылке Запишите по материалам видео по творчеству
каждого поэта
5 вопросов для проверочной работы (с ответами) (всего 10)
3. Урок
"А..П. Чехов. Жизнь и творчество. Повесть "Степь", рассказы "Мужики", "В овраге"" Прочитайте небольшую
статью о писателе ссылка. Послушайте аудиокнигу
"В овраге" и запишите её основные образы и основную мысль.
4. Урок
"Новый тип чеховской новеллы, сжатой драмы и почти эпопеи: "Дуэль", "Палата №6"Посмотрите презентацию по рассказу "Палата №6"Выпишите
таблицу главных героев и основную мысль рассказа.
Прочитайте рассказ
"Дуэль", сделайте
схему героев и запишите
основную мысль. (Можно посмотреть фильмы. Эти произведения экранизированы)
5. Урок
"Драматургия А.П. Чехова. Пьеса "Вишнёвый сад."Социальная и нравственная проблематика русской драматургии 19 века"Посмотрите видеоурок
по ссылке. Сделайте
конспект об особенностях пьесы, её проблематике.
Презентация для очень интересующихся "Новаторство Чехова-драматурга в пьесе "Вишнёвый сад"
6. Урок
"М. Горький (обзор творчества). Рассказ "Челкаш". Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к воле.Посмотрите видеоурок по ссылке и краткое содержание рассказа по ссылке. Чем отличается понятие босяка у Горького и в обществе? Запишите ответ и составьте план содержания рассказа.
7. Урок
"Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного характера обществу".Посмотрите презентацию
по ссылке. Ответьте письменно на вопросы в ней.
8. Урок
"И.С. Шмелёв. Роман "Лето господне". История создания, главные герои, рождение религиозного чувства у ребёнка. Национальные традиции в романе."Посмотрите видеоурок о произведении.
ССЫЛКА. Выпишите основные мысли. Посмотрите презентацию
ССЫЛКА Запишите главных героев, кратко содержание глав и выводы.
9. Урок
"Модернистские течения. Поиск новых форм выражения. А.А. Блок. Символика и реалистичные детали в стихотворениях. Образ Родины. Музыкальность лирики".В учебнике стр. 202 - 206 таблицу авторов "серебряного века". Посмотреть видеоурок об А.А. Блоке. Сделать конспект основных мыслей.
Ссылка10. Урок
"С.А. Есенин. Слово о поэте. олицетворение как основной художественный приём. напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии". Посмотрите видеоурок
по ссылке, сделайте краткий конспект. Выпишите средства выразительности из стихотворения
«Край ты мой заброшенный…»
11. Урок "А.А. Ахматова. Слово о поэте. Война как проверка человека на мужество, человечность, патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в поэзии" Посмотрите видеоурок по ссылке, выпишите основные факты жизни, сборники стихов, произведения.Ещё об Ахматовой уроки РЭШ 38, 39.12. Урок
"М.А. Булгаков. "Белая гвардия". Изображение типических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн". Посмотрите презентацию
по ссылке. Сделайте схему героев. Что чему противопоставлено в романе? Выпишите основную мысль романа.
13. Урок
"М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (обзор). Изображение трагедии народа в военные годы. "Донские рассказы"". Послушайте
видеолекцию о писателе. Сделайте конспект.
14. Урок
"М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Особенности композиции, образ Андрея Соколова, особенности национального характера. Тема военного подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения". Ссылка на фильм
"Судьба человека" (1 ч. 37 мин)Ссылка на аудиокнигу
"Судьба человека" (1 ч. 52 мин.)Ссылка на видеоурок, записать характеристику главного героя и план событий рассказа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий